Страничка психолога

Энциклопедия школьного психолога

Развивающие методики
Трудный ребенок
Речевые нарушения и как с ними бороться 
Поисковик для родителей


 Как преодолеть экранную зависимость

Зависимость ребёнка от экрана необходимо как можно раньше преодолевать.
Она является тормозом нормального развития и может привести к печальным последствиям. Среди них неспособность концентрации на каком-либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность,  повышенная рассеянность. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима  постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Далее можно прочитать здесь

Как заставить ребенка хорошо учиться?

«Моя дочь учится из-под палки… Я перепробовала все способы воздействия». «Мой сын тупой, природа отдохнула…» Никогда родители так часто не жаловались на своих отпрысков, взывая о помощи!

Мобильная связь спровоцировала психологическую созависимость детей и родителей. Она стала инструментом контроля в руках активных мам и бабушек. Ребенку не нужно больше принимать самостоятельных решений и планировать свою жизнь!

Перенасыщенная информационная среда расшатывает уверенность ребенка в себе. Особенно при негативном характере информации. Раньше мы узнавали только о победах и достижениях, сегодня — о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф.

Дети стали бояться бедности, потерять родителей, двойкой теперь их не испугать. Знания не гарантируют более важное для наших детей физическое и социальное выживание. Поколение «психопатов» советского монументализма и прожектерства вырастило поколение невротиков постперестроечной разрухи, а они уже растят юных потребителей, которым родители хотят додать то, что не получили сами в детстве. История повторяется через поколение. Маятник в воспитании уходит из одной крайности в другую, от брошенных детей к невротической гиперопеке.

1 СИТУАЦИЯ


Танечка очень стеснялась отвечать и переспрашивать. Ей нужно было время, чтобы подумать над ответами. В конце второго класса на родительском собрании ее причислили к «твердым троечникам», которым придется работать летом дополнительно. Папа Тани — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. «Моя дочь еле учится… Скажи, что тебе не хватает? У тебя есть все — отдельная комната, одежда, еда… Мама дома, тебе помогает. Нельзя учиться на хорошо и отлично? А что нас ждет дальше?» Но у Тани было свое самолюбие. Она хлопнула дверью и ушла на улицу. Никогда ей не было так одиноко… Родители разыскали ее на вокзале, догадавшись, что дочка отправится к бабушке в Минск… Таня подросла, подтянула учебу и уже выбилась в хорошисты, но до сих пор помнит реакцию отца на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния.

Родители: «Наша дочь троечница… Нам стыдно ходить в школу на родительское собрание».

Ребенок: «Они меня не любят, потому что я какая-то не такая уродилась… Моя жизнь кончена…»

Отрицательные ярлыки («троечник», «неудачник», «недотепа») снижают мотивацию достижения у детей. Что проку стараться, если тебя все равно будут ругать за плохие отметки? Дети обнаруживают, что в школе есть «любимцы» и «изгои», «трудные» и «отличники». Этот ярлык — показатель статуса ребенка в группе, который, в свою очередь, становится стереотипом, управляющий поведением члена группы. Все знают, что Петя занимается футболом, он — спортсмен, а Маша хорошо решает примеры и задачи, она — умная. Если ярлык «хороший», он напоминает ребенку о достижениях и подбадривает его в трудные минуты. Если «плохой» — он усугубляет ситуацию, делает ее почти безнадежной, снижая самооценку у психически подвижных детей. У детей с сильной нервной системой он повышает уровень скрытой агрессии.

Объектом оценки должен стать не ученик, а результаты его усилий. Различают отметки и оценки. Отметки, как зарубки, метки, позволяют отслеживать и нам, и самим детям траекторию прогресса в обучении. Оценки — это невидимые колпаки с надписями, которые дети носят очень долго, после того как мы водружаем их им на головы. Корона. Маска. Клеймо. Если мы не можем им помочь, может, мы хотя бы не будем подрезать крылья?
Мы говорим
• Ты позоришь семью. У нас все оканчивали школу с золотыми медалями.  
• Если ты сейчас учишься на тройки, что с тобой будет дальше?
 • Я не хочу даже знать, что ты получил двойку. Как хочешь, но чтобы домой приносил хорошие отметки!

Они слышат
• Я — гадкий утенок.
• Чем старше становишься, тем тяжелее и беспросветнее…
• Я им безразличен. Их интересуют только мои отметки.

Как не стоит реагировать
• Папа с дневником, в котором стоит «3», — дочке: «Моя дочка троечница…»
• Ребенок: «Почему он расстраивается из-за одной-единственной отметки?.. Лучше бы помог…»           
Лучше сказать
• Отец: «Я тоже думаю, что это недоразумение. Нужна помощь?»

2 СИТУАЦИЯ


Валера прекрасно учился в первом и втором классах, но в третьем, после того как поменялась классный руководитель, которая к Валере относилась с особой симпатией, он стал учиться хуже. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, отпускает шутки, не выполняет некоторые домашние задания, он твердил: «Скучно… Не знаю, как-то вылетело из головы!» «Раньше ты учился на одни пятерки!» — «Четверки — тоже хорошие отметки. Я хорошо учусь, мама!» К концу третьего класса у него появились тройки. Школьный психолог нашла причину: Валера не знает, зачем ему учиться и почему важно выполнять задания всякий раз. Четыре месяца работы в группе «вернули» Валеру в школу. Он снова стал блестяще заниматься, но теперь уже осознанно
Далее читать: автор:  Ольга Маховская









Тест для родителей младших школьников

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?»

   Каждый ребенок имеет свои творческие задатки. Наиболее полно они раскрываются при чтении художественной литературы. Она пробуждает воображение, обостряет чувства, активизирует ум, развивает ассоциативное мышление. Все эти качества, указывающие на творческую одаренность, имеют свои внешние проявления. Вот тут-то и может оказать услугу предлагаемый тест, рассчитанный на вашу наблюдательность за читающим ребенком. Поставьте знак + у того варианта ответа, который больше соответствует качеству чтения вашего ребенка.

1.Когда ваш ребенок научился читать? 
1.До школы.
2.В школе.

2.Какую литературу он предпочитает читать? 
1. Художественную.
2. Научно-познавательную.

3.Чтение для вашего ребенка процесс скорее: 
1.Эмоциональный или
2.Рациональный.

4.Чтение вашего ребенка обычно: 
1.Целиком его захватывает или
2.Он читает нехотя, часто отвлекаясь.

5.Бывало ли, что под влиянием чтения ваш ребенок:
1. Пытался сам сочинить сказку, рассказ, стихотворение или
2. Такого не бывало.

6.Играл ли он когда-нибудь в персонажи прочитанных книг?
Да, играл.
Нет, такого не было.

7. Стимулировали ли чтение желание ребенка что-либо нарисовать?
1. Да, он часто рисует по следам прочитанного.
2. Такого стремления не замечалось.

8.Бывало ли, что он плакал над прочитанным?
1.Да.
2. нет.

9. Делится ли ваш ребенок с кем-нибудь своими впечатлениями? 
1. Да.
2. Нет.

10.Пересказывая прочитанное, ваш ребенок:
1. Дополняет число своими придумками, подробностями.
2. Точно придерживается прочитанного текста.

11. Следя за литературными конкурсами по радио или телевидению, ваш ребенок:
1. Вместе с конкурсантами ищет ответа на поставленные вопросы.
2. Не пытается отвечать.

12. Выполняет творческие задания по литературе?
1. Охотно.
2. Неохотно.

13. Перечитывает ли он свои любимые книги?
1. Да, он любит это делать.
2. Находит, что это пустое занятие

14. Рассуждая о жизненных явлениях, ваш ребенок:
1. Нередко прибегает к литературным примерам, аналогиям, образам.
2. Никогда не ссылается на прочитанное.

15. Как он относится к языку и стилю читаемого произведения?
1. Очень чутко реагирует.
2. Не обращает на это внимание.

16. Если ребенок ведет записи о прочитанном, то какой они носят характер?
1. Выписывает поэтические описания, свои впечатления.
2. Записывает оригинальные мысли и необычные факты.
Результаты смотреть далее: По материалам Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии имени Ф. К. Салманова